Созданная 44 Федеральным Законом контрактная система уже 4 года функционирует в нашей стране. Накоплен определенный опыт в её функционировании, определились основные проблемы и сложные вопросы. Можно выделить следующие важные проблемы из той части контрактной системы, которая называется «основные определения и понятия»: а) Переторжка; б) Совместные торги; в) Проблемы технического задания. В настоящей статье подробно рассмотрим каждую из них.
1. Переторжка
Переторжка — это процедура, в ходе которой участникам закупки предоставляется возможность добровольно улучшить свою заявку (предложение) и тем самым повысить шанс на победу. В результате заказчик получает возможность заключить договор с победителем на более выгодных для себя условиях, а поставщик (подрядчик) - повысить предпочтительность своей заявки. Эта процедура направлена на улучшение качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Переторжка может осуществляться только в многокритериальных процедурах закупки. Только при определении победителя по комплексу критериев можно достигнуть целей истинных целей переторжки – приближения к оптимальным для заказчика значениям критериев оценки. Это особенно актуально для закупок строительно-монтажных работ, как для объектов, закупка которых только по критерию «цена» очень проблематична.
Технологически переторжка представляет собой следующую последовательность действий (один цикл):
Подача заявок → вскрытие конвертов (открытие доступа к электронным заявкам) → оценка заявок и выбор лучшей заявки → оглашение данных по критериям, показанные лучшей заявкой → корректировка заявок участников с учетом услышанного → подача заявок заново. Такой цикл может быть повторен неоднократно.
Переторжка может быть очной и заочной. Очной называют процедуру, которая происходит в режиме реального времени непосредственно в помещении, где вскрываются конверты (открывается доступ к электронным заявкам). В очной переторжке принимают участие только те участники, которые присутствуют в данном помещении. При этом на последний шаг участникам предоставляется определенное время (как правило - сутки) на осуществление корректировки заявок вне помещения, где происходило вскрытие конвертов. При заочной переторжке информация о значениях по критериям оценки, показанные лучшей заявкой, сообщаются по электронной почте или посредством функционала электронной торговой площадки. В такой процедуре могут принять участие все участники, подавшие заявки.
Переторжка также может быть одноцикловой и многоцикловой. При многоцикловой переторжке описанный выше цикл действий повторяется неоднократно, пока значения по критериям оценки не попадут в те диапазоны, которые заказчик для себя определил, как оптимальные. Многоцикловую переторжку можно осуществлять только в заочной форме.
В текущем законодательстве системы госзакупок предусмотрены разные варианты:
- Одноцикловая очная переторжка в процедуре запроса предложений в рамках ФЗ-44;
- Вариант по выбору заказчика в рамках ФЗ-223. Разрешается в рамках положения о закупках любой вариант, включая многоцикловую заочную переторжку.
2. Совместные торги
При наличии у двух и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах, такие заказчики могут проводить совместные торги в формах конкурсов или аукционов.
Для проведения совместных торгов заказчики заключают между собой соглашение о проведении совместного конкурса или аукциона. Соглашение заключается до начала разработки конкурсной (аукционной) документации. Соглашение включает следующие пункты
- информацию о сторонах соглашения, включая адреса, телефоны и e-mail-лы;
- информацию о закупке:
2.1 идентификационный код закупки;
2.2 информацию об объекте закупки;
2.3 информацию о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводятся совместные конкурсы или аукционы, место, условия и сроки (периоды) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в отношении каждого заказчика;
2.4 начальные (максимальные) цены контрактов каждого заказчика и обоснование таких цен соответствующим заказчиком. НМЦК совместного конкурса или аукциона является суммой НМЦК отдельных участников;
- права, обязанности и ответственность сторон соглашения;
- информацию об организаторе совместных торгов, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения. Организатором совместной закупки назначается, как правило, та организация, НМЦК которой максимален из всех;
- порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии. Члены комиссии назначаются из членов комиссии участников соглашения о совместных торгах. Количество членов комиссии от разных заказчиков пропорционально НМЦК каждого из заказчиков;
- порядок и сроки разработки извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в совместных закрытом конкурсе или закрытом аукционе, документации о закупке, а также порядок и сроки утверждения участниками соглашения документации о закупке;
- примерные сроки проведения совместных конкурса или аукциона;
- порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных конкурса или аукциона. Стороны оплачивают расходы пропорционально НМЦК;
- срок действия соглашения. Срок устанавливается так, чтобы от предполагаемой даты объявления результатов было еще полмесяца на различные спорные вопросы;
- порядок рассмотрения споров;
- любые иные вопросы, определяющие отношения сторон в процессе совместных торгов.
Организатор совместных торгов осуществляет следующие функции:
- Утверждает состав конкурсной или аукционной комиссии;
- Силами своей контрактной службы (контрактного управляющего) разрабатывает документацию;
- Размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки или направляет приглашение принять участие в закрытом конкурсе или аукционе;
- Предоставляет разъяснения положений документации;
- При необходимости вносит изменения в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию;
- Направляет копии протоколов, составленных в ходе проведения совместного конкурса или аукциона, каждой стороне соглашения и органам власти в соответствующих случаях;
- Осуществляет другие полномочия, делегированные ему соглашением.
Соглашение о совместных торгах действует до момента подписания итогового протокола. Каждый из участников заключает договор с победителем совместных торгов отдельно. Цена такого контракта равна НМЦК данного заказчика, уменьшенная на величину падения, предложенную победителем.
3. Техническое задание
Сегодняшнее состояние правил составления технического задания состоит из трех частей:
- Правила описания объекта закупки согласно ФЗ-44
- Правила энергоэффективности при закупках
- Каталоги типовых закупок
Основные правила описания объекта закупки
- В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, за исключением случаев, если без такого указания невозможно обеспечить полное и четкое описание объекта закупки. Допускается такое указание при закупке запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Допускается также применение товаров с фирменными марками, фирменными знаками и конкретных фирм-производителей, если это оговорено прошедшей экспертизу проектно-сметной документацией.
- Использование при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
- Документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие реально поставляемого товара, производимой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. При этом могут быть установлены: диапазон значений показателя, максимальное или минимальное значение показателя и значения показателей, которые не могут изменяться. Основная проблема состоит в том, что надо правильно установить нужное количество показателей - не больше и не меньше. Для этого в формулировке технического задания должны принимать участие специалисты по таким объектам.
- Поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если в документации прямо не указана необходимость ремонта или восстановления.
- Описание объекта должно быть требованиями к объекту закупки, а не к участнику закупки.
Правила энергоэффективности при закупках
Правила энергоэффективности при закупках утверждены постановлением Правительства РФ № 1221 от 31.12.2009 с изменениями, указанными в Постановлении Правительства РФ № 486 от 21.04.2018. В соответствии с ними существуют следующие группы товаров, при закупке которых в документации надо указывать, и при приемке проверять, что в документации указаны показатели энергоэффективности. Они указаны в нижеследующей таблице.
№ п/п | Группа товаров | Показатели энергоэффективности и их нормативные значения |
1 | Товары согласно приложению к постановлению. Конкретные коды ОКПО указаны в постановлении | Класс энергоэффективности не ниже класса А+ |
2 | Товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, за исключением товаров, указанных в подпункте 1 | Класс энергоэффективности не ниже класса А+ |
3 | Товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений | Показатели энергоэффективности согласно ФЗ-261 |
4 | Строительство и реконструкция многоквартирных домов, общественных и административных зданий | класс энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов |
Каталоги типовых закупок
В соответствии с Постановлением Правительства № 926 от 02.09.2015 с корректировкой от 11.03.2016 министерства, ведомства и иные органы управления, обязаны разработать перечни типовых товаров при закупках. В этом перечне должны быть приведены обязательные технические требования к таким объектам. При отсутствии ведомственных перечней заказчики имеют право разработать свои перечни при соблюдении обязательных условий:
В перечень включаются товары, НМЦК которых в сумме за год превышает 5% СГОЗ. Они считаются типовыми.
Смысл этих действий состоит в том, что для типовых закупок меняется схема составления задания. Вместо того, чтобы в индивидуальном порядке разрабатывать требования к типовому объекту, при закупке такого объекта берется готовый шаблон требований и только определяется количество отдельных позиций по спецификации.
Автор: Лев Сироткин, эксперт по вопросам гос. закупок, г. Санкт-Петербург