Некоторые сложные термины современного состояния контрактной системы

Созданная 44 Федеральным Законом контрактная система уже 4 года функционирует в нашей стране. Накоплен определенный опыт в её функционировании, определились основные проблемы и сложные вопросы. Можно выделить следующие важные проблемы из той части контрактной системы, которая называется «основные определения и понятия»: а) Переторжка; б) Совместные торги; в) Проблемы технического задания. В настоящей статье подробно рассмотрим каждую из них.

1. Переторжка

Переторжка — это процедура, в ходе которой участникам закупки предоставляется возможность добровольно улучшить свою заявку (предложение) и тем самым повысить шанс на победу. В результате заказчик получает возможность заключить договор с победителем на более выгодных для себя условиях, а поставщик (подрядчик) - повысить предпочтительность своей заявки. Эта процедура направлена на улучшение качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.

Переторжка может осуществляться только в многокритериальных процедурах закупки. Только при определении победителя по комплексу критериев можно достигнуть целей истинных целей переторжки – приближения к оптимальным для заказчика значениям критериев оценки. Это особенно актуально для закупок строительно-монтажных работ, как для объектов, закупка которых только по критерию «цена» очень проблематична.

Технологически переторжка представляет собой следующую последовательность действий (один цикл):

Подача заявок → вскрытие конвертов (открытие доступа к электронным заявкам) → оценка заявок и выбор лучшей заявки → оглашение данных по критериям, показанные лучшей заявкой → корректировка заявок участников с учетом услышанного → подача заявок заново. Такой цикл может быть повторен неоднократно.

Переторжка может быть очной и заочной. Очной называют процедуру, которая происходит в режиме реального времени непосредственно в помещении, где вскрываются конверты (открывается доступ к электронным заявкам). В очной переторжке принимают участие только те участники, которые присутствуют в данном помещении. При этом на последний шаг участникам предоставляется определенное время (как правило - сутки) на осуществление корректировки заявок вне помещения, где происходило вскрытие конвертов. При заочной переторжке информация о значениях по критериям оценки, показанные лучшей заявкой, сообщаются по электронной почте или посредством функционала электронной торговой площадки. В такой процедуре могут принять участие все участники, подавшие заявки.

Переторжка также может быть одноцикловой и многоцикловой. При многоцикловой переторжке описанный выше цикл действий повторяется неоднократно, пока значения по критериям оценки не попадут в те диапазоны, которые заказчик для себя определил, как оптимальные. Многоцикловую переторжку можно осуществлять только в заочной форме.

В текущем законодательстве системы госзакупок предусмотрены разные варианты:

  1. Одноцикловая очная переторжка в процедуре запроса предложений в рамках ФЗ-44;
  2. Вариант по выбору заказчика в рамках ФЗ-223. Разрешается в рамках положения о закупках любой вариант, включая многоцикловую заочную переторжку.

2. Совместные торги

При наличии у двух и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах, такие заказчики могут проводить совместные торги в формах конкурсов или аукционов.

Для проведения совместных торгов заказчики заключают между собой соглашение о проведении совместного конкурса или аукциона. Соглашение заключается до начала разработки конкурсной (аукционной) документации. Соглашение включает следующие пункты

  1. информацию о сторонах соглашения, включая адреса, телефоны и e-mail-лы;
  2. информацию о закупке:

    2.1 идентификационный код закупки;

    2.2 информацию об объекте закупки;

    2.3 информацию о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводятся совместные конкурсы или аукционы, место, условия и сроки (периоды) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в отношении каждого заказчика;

    2.4 начальные (максимальные) цены контрактов каждого заказчика и обоснование таких цен соответствующим заказчиком. НМЦК совместного конкурса или аукциона является суммой НМЦК отдельных участников;

  3. права, обязанности и ответственность сторон соглашения;
  4. информацию об организаторе совместных торгов, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения. Организатором совместной закупки назначается, как правило, та организация, НМЦК которой максимален из всех;
  5. порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии. Члены комиссии назначаются из членов комиссии участников соглашения о совместных торгах. Количество членов комиссии от разных заказчиков пропорционально НМЦК каждого из заказчиков;
  6. порядок и сроки разработки извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в совместных закрытом конкурсе или закрытом аукционе, документации о закупке, а также порядок и сроки утверждения участниками соглашения документации о закупке;
  7. примерные сроки проведения совместных конкурса или аукциона;
  8. порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных конкурса или аукциона. Стороны оплачивают расходы пропорционально НМЦК;
  9. срок действия соглашения. Срок устанавливается так, чтобы от предполагаемой даты объявления результатов было еще полмесяца на различные спорные вопросы;
  10. порядок рассмотрения споров;
  11. любые иные вопросы, определяющие отношения сторон в процессе совместных торгов.

Организатор совместных торгов осуществляет следующие функции:

  1. Утверждает состав конкурсной или аукционной комиссии;
  2. Силами своей контрактной службы (контрактного управляющего) разрабатывает документацию;
  3. Размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки или направляет приглашение принять участие в закрытом конкурсе или аукционе;
  4. Предоставляет разъяснения положений документации;
  5. При необходимости вносит изменения в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию;
  6. Направляет копии протоколов, составленных в ходе проведения совместного конкурса или аукциона, каждой стороне соглашения и органам власти в соответствующих случаях;
  7. Осуществляет другие полномочия, делегированные ему соглашением.

Соглашение о совместных торгах действует до момента подписания итогового протокола. Каждый из участников заключает договор с победителем совместных торгов отдельно. Цена такого контракта равна НМЦК данного заказчика, уменьшенная на величину падения, предложенную победителем.

3. Техническое задание

Сегодняшнее состояние правил составления технического задания состоит из трех частей:

  1. Правила описания объекта закупки согласно ФЗ-44
  2. Правила энергоэффективности при закупках
  3. Каталоги типовых закупок

Основные правила описания объекта закупки

  1. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, за исключением случаев, если без такого указания невозможно обеспечить полное и четкое описание объекта закупки. Допускается такое указание при закупке запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Допускается также применение товаров с фирменными марками, фирменными знаками и конкретных фирм-производителей, если это оговорено прошедшей экспертизу проектно-сметной документацией.
  2. Использование при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
  3. Документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие реально поставляемого товара, производимой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. При этом могут быть установлены: диапазон значений показателя, максимальное или минимальное значение показателя и значения показателей, которые не могут изменяться. Основная проблема состоит в том, что надо правильно установить нужное количество показателей - не больше и не меньше. Для этого в формулировке технического задания должны принимать участие специалисты по таким объектам.
  4. Поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если в документации прямо не указана необходимость ремонта или восстановления.
  5. Описание объекта должно быть требованиями к объекту закупки, а не к участнику закупки.

Правила энергоэффективности при закупках

Правила энергоэффективности при закупках утверждены постановлением Правительства РФ № 1221 от 31.12.2009 с изменениями, указанными в Постановлении Правительства РФ № 486 от 21.04.2018. В соответствии с ними существуют следующие группы товаров, при закупке которых в документации надо указывать, и при приемке проверять, что в документации указаны показатели энергоэффективности. Они указаны в нижеследующей таблице.

№ п/п Группа товаров Показатели энергоэффективности и их нормативные значения
1 Товары согласно приложению к постановлению. Конкретные коды ОКПО указаны в постановлении Класс энергоэффективности не ниже класса А+
2 Товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, за исключением товаров, указанных в подпункте 1 Класс энергоэффективности не ниже класса А+
3 Товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений Показатели энергоэффективности согласно ФЗ-261
4 Строительство и реконструкция многоквартирных домов, общественных и административных зданий класс энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов

Каталоги типовых закупок

В соответствии с Постановлением Правительства № 926 от 02.09.2015 с корректировкой от 11.03.2016 министерства, ведомства и иные органы управления, обязаны разработать перечни типовых товаров при закупках. В этом перечне должны быть приведены обязательные технические требования к таким объектам. При отсутствии ведомственных перечней заказчики имеют право разработать свои перечни при соблюдении обязательных условий:

В перечень включаются товары, НМЦК которых в сумме за год превышает 5% СГОЗ. Они считаются типовыми.

Смысл этих действий состоит в том, что для типовых закупок меняется схема составления задания. Вместо того, чтобы в индивидуальном порядке разрабатывать требования к типовому объекту, при закупке такого объекта берется готовый шаблон требований и только определяется количество отдельных позиций по спецификации.

Автор: Лев Сироткин, эксперт по вопросам гос. закупок, г. Санкт-Петербург

 
Просмотрено 273 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Сетевое издание «Институт стоимостного инжиниринга и контроля качества строительства» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.05.2017. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 70023.

Наверх

Фото