Организация деятельности инвестиционно-строительных инжиниринговых компаний

Понятие «инжиниринг» включает в себя большой спектр работ, направленных на создание, эксплуатацию, реконструкцию и управление различными объектами недвижимости.

Инвестиционно-строительный инжиниринг (ИСИ) отрасли представляет собой направление инжиниринга, основной задачей которого является создание новых (в т. ч. реконструкция) зданий и сооружений различного назначения - промышленных, гражданских и жилых зданий, транспортных систем, коммуникаций и т. д., на основе использования современных научных подходов.

Процесс инвестиционно-строительного инжиниринга отвечает за определенный комплекс услуг коммерческой направленности, имеющих проектно-конструкторский, исследовательский, расчетно-аналитический характер.

Направление ИСИ опирается на основные функциональные области деятельности любой организации (предприятия) и поэтому частично считаются направлениями управленческого инжиниринга. Основными видами являются:

  • предпроектный инжиниринг;
  • прединвестиционный инжиниринг (предварительные проектные разработки);
  • проектный инжиниринг (формирование проектной документации, разработка специальных разделов проекта, экспертиза);
  • технологический инжиниринг;
  • стоимостной и финансовый инжиниринг (сметная документация, финансирование);
  • инжиниринг управления проектами (планирование организационно- управленческой структуры);
  • производственный инжиниринг (подготовка к производству, организация работ, организация контроля качества, пуско-наладочные работы);
  • комплексный (системный) инжиниринг (совокупность инжиниринговых услуг, обеспечивающая возможность реализации проектов «под ключ»).

На сегодняшний день в России доля инвестиционно-строительных инжиниринговых компаний составляет приблизительно 2%.

Инжиниринговая компания – компания, специализирующаяся на предоставлении инженерно-технических услуг. Такие компании обладают статусом формально независимых, способных оказывать услуги одновременно в нескольких областях инжиниринговой деятельности организациям-заказчикам, а также привлекать к выполнению работ различных поставщиков оборудования [1]. 

Как правило, инвестиционно-строительная инжиниринговая компания включает в свой состав несколько крупных предприятий, которые осуществляют различные функции (рис.1). 

Рисунок 1 - Функции инвестиционно строительных инжиниринговых компаний

Рис.1. Функции инвестиционно-строительных инжиниринговых компаний

Осуществление инжиниринговой деятельности начинается с выявления неудовлетворенных потребностей или нерешённой актуальной проблемы. Таких проблем может быть великое множество, но одной из социально-значимых является обеспечение доступной среды для маломобильных групп населения. Проблема беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры касается почти половины населения России, относящихся к маломобильным группам. Это не только инвалиды, но и граждане преклонного возраста, лица, имеющие временные ограничения передвижения в связи с заболеванием или травмой, родители с детскими коляскам и др.

Инжиниринговые компании зачастую имеют ресурсы для создания таких условий, так как их деятельность осуществляется на основе использования современных научных подходов. Именно внедрение инновационных идей может способствовать созданию комфортных условий для передвижения людей с ограниченными возможностями. Инжиниринговая компания способна обеспечить доступную среду для такого населения, а также с помощью новейших научных подходов в сфере управления и организации строительства получить довольно большую прибыль, в то время как другие строительные компании могут считать это нецелесообразным вложением средств. Поэтому при осуществлении инжиниринговых проектов в сфере гражданского строительства зачастую уделяется внимание данной проблеме. 

В технических регламентах подчеркнута необходимость соблюдения интересов инвалидов на всех этапах проектирования и строительства любого здания. Законодательством Российской Федерации определены требования (ст. 15 Федерального закона №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и иным объектам. Органы власти, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовой формы обязаны создавать условия для маломобильной группы населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. За уклонение от исполнения этих требований установлена административная ответственность. (ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях»).

Большинство инжиниринговых компаний при осуществлении своей деятельности стараются соблюдать данные требования. Итак, рассмотрим, каким образом данные организации учитывают данную проблему на всех стадиях инвестиционно-строительного инжиниринга. Представленные далее этапы в своей совокупности представляют собой процесс системного инжиниринга, в результате чего возникает и эксплуатируется система производства и предоставления услуг, которая может быть названа бизнес-системой (Таблица 1).

Таблица 1

Этапы инвестиционно-строительного инжиниринга

Этап Описание этапа
Определение потребности или проблемы На данном этапе выявляется проблема, которая могла бы лежать в основе бизнес-системы. Инжиниринговым компаниям уже здесь стоит учитывать необходимость соблюдения интересов маломобильных групп населения.
Определение целей На этом этапе осуществляется формулирование общих характеристик бизнес-системы, ее базовых элементов, подсистем и процессов, которые направлены на создание результата, востребованного внешней средой. Для некоторых инжиниринговых компаний обеспечение доступной среды для людей с ограниченными возможностями является одной из главных задач.
Исследование проблем Этот этап предполагает сбор и анализ всей доступной информации, связанной с достижением поставленных целей.
Формирование идей На основе собранной и проанализированной информации по целевым проблемам вырабатываются новые идеи, связанные с будущей бизнес-системой и ее продукцией.
Разработка концепции Отобранные и обобщенные идеи увязываются с потребностями бизнес-среды и целями бизнес системы, и на основе этого вырабатываются концептуальные решения по будущему предприятию и его продукции.
Анализ и оценка Здесь осуществляется проверка выбранной концепции на соответствие реальной действительности. В результате анализа и оценки принимается решение о детальном инжиниринге бизнес-системы и ее продукции.
Внутреннее проектирование Этот этап включает работы, связанные с подробным описанием бизнес системы и всех основных ее подсистем. Здесь происходит разработка и проектирование продукции, зданий и сооружений, образующих основные фонды системы, производственных и управленческих процессов, организационной структуры управления, информационной системы, системы обеспечения, системы сбыта и т.д. Проектирование происходит с учетом потребностей типичных потребителей, а также маломобильных групп населения.
Организация производства На этом этапе создаются все необходимые основные фонды предприятия, приобретаются необходимые материальные, информационные и человеческие ресурсы. Все эти элементы объединяются в ранее определенные процессы производства и управления, с помощью которых создается продукция, направленная на удовлетворение потребностей не только обычных граждан, но и людей с ограниченными возможностями.
Распределение продукции На этом этапе основной становится коммерческо-сбытовая подсистема, в рамках которой решаются вопросы установления конкурентоспособных и экономически эффективных цен, рекламы и маркетинга продукции, продвижения продукции на рынке сбыта, осуществления торговых операций. При создании доступной среды важно привлечь внимание маломобильных групп населения.
Эксплуатация и потребление Данный этап предполагает реальное использование продукции бизнес-системы потребителями. На этом этапе в ходе контрактов с потребителями, осуществления ремонта и обслуживания собирается информация, необходимая для дальнейшего совершенствования как продукции, так и самой бизнес-системы. Важно, чтобы все инновационные идеи, получившие воплощение в виде конечной продукции, были полезными и для людей с ограниченными возможностями.

 

На рис. 2 показаны этапы системного инжиниринга и их зависимости [2]. Как видно, последовательность этапов предполагает присутствие определенных циклов. Так, в ходе формирования идей достаточно часто возникает потребность провести дополнительные исследования, касающиеся анализа осуществимости и последствий реализации идей, или исследования, направленные на поиск новых идей. В ходе анализа и оценки концептуальных решений возникает потребность внесения изменений и корректировок в концепцию, а подчас и радикального пересмотра концепции. Внутреннее проектирование, то есть разработка решений, касающихся внутренних элементов и подсистем бизнес-системы, предполагает, что в этом случае предметом инжиниринга будут выступать части системы. И, наконец, связь эксплуатации и потребления с определением потребностей замыкает логическую последовательность системного инжиниринга в единый цикл. На основе информации, возникающей в ходе эксплуатации и потребления, происходит определение новых потребностей и соответственно, инициация нового цикла системного инжиниринга.

Следует указать на то, что логистическая последовательность этапов далеко не всегда означает последовательность временную. В практике системного инжиниринга происходит наложение отдельных этапов. Так, этапы производства, распределения продукции и ее потребления в подавляющем большинстве случаев протекают одновременно. В целом представленные на рис. 2 блоки деятельности представляют собой достаточно самостоятельные и специализированные задачи, имеющие между собой указанные логические и информационные связи.

Рисунок 2. Основные блоки инжиниринга бизнес системы

Рис.2. Основные блоки инжиниринга бизнес-системы

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день инжиниринг является неотъемлемой частью инвестиционно-строительного процесса. Соединение разностороннего опыта приводит к многократному улучшению качества принятых решений, значительному уменьшению количества ошибок, которые, будучи выявленными позже на стадии строительства, приводят к потерям, несоизмеримыми с затратами на внесение изменений в проект на ранних стадиях. 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Стасинопулос, Смит, Харгроувс. Проектирование систем как единого целого. Интегральный подход к инжинирингу для устойчивого развития – 2012.
  2. Мазур И. И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Инвестиционно-строительный инжиниринг - 2010 г. 
  3. Mishhenko V.Ya., Gorbaneva Ye.P., Yoeun Rithy, Fan Noot Lin Application of the Flow Method of Construction of Urban Low-Rise Residential Development in Hot Climates / Scientific Herald of the Voronezh State University of Architecture and Civil Egineering. – Voronezh, 2016. -  Issue №1 (29). - S.27-38.
  4. Мищенко В.Я., Горбанева Е.П. Оптимизация распределения ресурсов в задачах по созданию и содержанию объектов недвижимости/ Межвузовский сборник научных трудов «Актуальные проблемы строительства и недвижимости». Воронежский государственный архитектурно-строительный университет. - Воронеж, 2004. – С. 81-86
  5. Мищенко В.Я., Горбанева Е.П., Ждамирова Е.А. Методология проектирования организационных структур управления жилой недвижимостью»/ Научный вестник ВГАСУ. Серия: Гуманитарные науки. – Воронеж, 2005 г. – С.40-43.
  6. Мищенко В.Я., Горбанева Е.П., Йюн Р., Фан Н.Л. Применение поточного метода строительства малоэтажной городской жилой застройки в условиях жаркого климата / Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура. 2015. № 3 (39). С. 28-38.
  7. Горбанева Е.П., Колесник С.А, Тюрина П.А. Формирование эффективного портфеля инвестиционно-строительных проектов / Современные проблемы и перспективы развития строительства, эксплуатации объектов недвижимости. – Воронеж, 2016. – С.171-177.

Авторы: Елена Горбанева, к.т.н., доцент кафедры технологии, организации строительства, экспертизы и управления недвижимостью, ВГТУ, г. Воронеж;

А. Гусева, ВГТУ, г. Воронеж

Просмотрено 103 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Сетевое издание «Институт стоимостного инжиниринга и контроля качества строительства» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.05.2017. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 70023.

Наверх

Фото