Указ Президента и ресурсный метод

Автор статьи всесторонне анализирует указ Президента от 07 мая 2018 года с точки зрения ценообразования в строительстве.

О реформе ценообразования спорят много и долго. Какое звучание она приобретает в свете реализации положений указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ № 204 от 07.05.2018)?

Политическое развитие нашей страны определяется Конституцией Российской Федерации и указами Президента России. В соответствии с Указом № 204 от 07.05.2018 в год планируется улучшить жилищные условия 5 миллионов семей в год, арифметические расчеты показывают, что за пять – шесть лет это 25 – 30 миллионов семей и порядка 100 миллионов человек, а численность населения нашей страны – почти 147 миллионов. 

В п. 6 Указа № 204 от 07.05.2018 перечислены методы достижения цели: увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год; обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда; модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, в том числе посредством установления ограничений на использование устаревших технологий и стимулирования внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья, создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды.

Мы понимаем, что вся эта огромная работа строителей и проектировщиков должна быть надлежащим образом оценена. Инвестор должен инвестировать строительство, государственные заказчики работать в рамках различных программ по обеспечению инвалидов, молодых семей, ученых, военнослужащих и др., население приобрести это жилье, а проектировщики и подрядчики качественно выполнить работу без срывов сроков, и при этом не разориться. 

У проектировщиков немного норм по ценообразованию проектирования с учетом типовых проектов и проектов повторного применения. Например, методические указания по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденные приказом Минрегиона от 29.12.2009 № 620, дают разброс коэффициентов, учитывающих соответствующие методы типового проектирования от 0,2 до 0,35. Критерии, в каких случаях принимать 0,25 или 0,3, отсутствуют. Нормативы цены конструктивных решений, которые были призваны ускорить определение сметной стоимости, отсутствуют потому, что нет альбомов типовых конструктивных решений. Поэтому развитие проектного дела в целом и ценообразования проектно-изыскательских работ в частности, приобретает особое значение в целях реализации положений  Указа № 204 от 07.05.2018.

Продолжим анализировать положения Указа № 204 от 07.05.2018 с точки зрения ценообразования строительства. Читая пункт 7, мы понимаем, что снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха, оздоровление водных объектов, ликвидация несанкционированных свалок и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда, очистка питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с применением технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса – это новые технологии, по которым могут отсутствовать государственные элементные сметные нормы расхода ресурсов (далее ГЭСН). На день написания статьи для ликвидации свалок, например, у нас есть ГЭСН на погрузку мусора вручную и перевозке его автотранспортом. 

П.8, касающийся развития автомобильных дорог, указывает на необходимость внедрения автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения. Это означает монтаж оборудования и пуско-наладочные работы, по которым также отсутствуют прямые ГЭСН. 

Пункт 10, касающийся обновления не менее 50 процентов приборной базы ведущих научных организаций, при анализе с точки зрения ценообразования строительных работ интересен помимо монтажа нового оборудования тем, что демонтированное оборудование следует направить в другие учреждения, например в учебные заведения для обучения студентов. Существует риск того, что нормы на демонтаж оборудования даже с консервацией, позволят оценить работы по демонтажу оборудования таким образом, что в результате последующей его сборки мы можем получить только макет. 

Пункт 11 Указа № 204 от 07.05.2018, требующий создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, предполагает  строительство, реконструкцию и техническое перевооружение, применений новых технологий монтажа оборудования и проведения пуско-наладочных работ. Так же как и пункт 12 – не только создание (реконструкции) культурно-образовательных и музейных комплексов, культурно-досуговых организаций  в привычном виде, но и новые виды оборудования для виртуальных концертных залов, мобильных кинозалов. 

Пункты 13, 14 и 15 обосновывают возможность вхождения Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира. Здесь обозначены требования по строительству (модернизации) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, модернизацию торговых представительств, развитию и электрификации транспортных коридоров "Запад - Восток" и "Север - Юг" для перевозки грузов (строительство и модернизация участков автодорог, транспортно-логистических центров, увеличение мощностей морских портов), реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов, развития транспортных коммуникаций и т.д.  Это частично новые технологии и новые ГЭСН.

Разработка и утверждение ГЭСН осуществляется в соответствии с приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. № 710/пр «Об утверждении порядка утверждения сметных нормативов». Приказом Минстроя РФ от 20 марта 2018 г. № 152/пр «Об утверждении плана утверждения (актуализации, пересмотра) сметных нормативов на 2018 год» приняты перечни сметных нормативов, источником финансирования разработки которых являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетные средства. Процесс разработки ГЭСН состоит из нескольких этапов:

  1. подготовка исходных данных и нормативной базы;
  2. составление перечня рабочих операций и подсчет объемов работ на принятый измеритель технологического процесса;
  3. составление калькуляции затрат строительных ресурсов на принятый измеритель технологического процесса;
  4. составление сводок (выборок) строительных ресурсов из калькуляции затрат строительных ресурсов на измеритель элементных сметных норм;
  5. составление таблиц ГЭСН по установленной форме с кодированием строительных ресурсов;
  6. формирование проекта ГЭСН, комплектование обосновывающих материалов, необходимых для представления проекта ГЭСН на утверждение.

Не все ресурсы, которые мы видим в технологической карте, учитываются в ГЭСН. Специалист по ценообразованию должен распределить затраты с учетом требований методических документов, определить состав работ, указываемый в норме и в технической части сборника ГЭСН. Затем проект ГЭСН проверяется профильным департаментом Министерства, подведомственной организацией, рассматривается научно-экспертным советом, проходит общественное обсуждение и после этого утверждается Министром и включается в федеральный реестр сметных нормативов.

Составляя сметную документацию, сметчик выбирает в соответствии с проектным решением ГЭСН, цены, показанные во ФГИС  на определенный период времени, учитывает доставку материально-технических ресурсов и оборудования транспортам, поправочные коэффициенты и определяет сметную стоимость работ.

Если мы пойдем по пути применения расценок в сметной документации, то должны понимать, что после утверждения ГЭСН разработчики единичных расценок должны будут ее скалькулировать на определенный период времени, соответствующий проект приказа об ее утверждении снова должен будет пройти общественное обсуждение. Данный процесс может занять не менее двух месяцев, результат его ничтожен, т.к. мониторинг цен материалов может показать в следующем квартале другую цену материала, включенного в расценку. 

Таким образом, профессиональному сообществу понятны направления развития строительной отрасли, ресурсный метод позволит специалистам по ценообразованию строительства, реконструкции, капитального ремонта выполнить требования Указа № 204 от 07.05.2018, внедрение ресурсного метода в практику ценообразования является одним из результатов преобразования строительства посредством внедрения цифровых технологий

Автор: Светлана Моргун, сметчик-аналитик, г. Москва

Просмотрено 29 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Сетевое издание «Институт стоимостного инжиниринга и контроля качества строительства» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.05.2017. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 70023.

Наверх

Фото