Градостроительство и земельные отношения: изменения в законодательстве

Совет Федерации ФС РФ согласовал ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Масштабные нововведения направлены на утончение регулирования вопросов, касающихся сферы градостроительства, установления зон с особыми условиями эксплуатации территорий, их границ и режима функционирования. 

ФЗ коснется, в т. ч., и функционала Главгосэкспертизы РФ. Согласно включенным новеллам оптимизируется состав проектной документации, а Минстрой РФ получает полномочия в части утверждения классификатора объектов кап. строительства по их целевому назначению. Кроме этого, предметом экспертизы проектной документации становится также и достоверность расчета сметной стоимости. Совокупность всех вносимых изменений нацелена на оптимизацию вышеописанных процедур и снижение затрат на их осуществление. 

Изменения, касающиеся Градостроительного кодекс РФ (далее - ГрадК):

  1. Детализируется понятие «объект капитального строительства» и вводится термин - «некапитальное строение» (ст. 1 ГрадК).
  2. Детализируются и дополняются полномочия РФ в области проведения гос. экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (п. 5.1 ст. 6 ГрадК), в т.ч. в отношении экспертиз объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов РФ – они будут осуществляться уполномоченными органами исполнительной власти федерального уровня или подведомственными им учреждениями. 
  3. Уточняются качественный состав и наполнение разделов проектной документации.
  4. Устраняется правило о подготовке проектной документации для проведения кап. ремонта объектов недвижимости (кроме проведения кап. ремонта за счет средств федерального и муниципальных бюджетов - в данных условиях документация проекта разрабатывается в объеме сметы на строительство).
  5. Минстрой РФ становится уполномоченным по ведению классификатора объектов кап. строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей проектирования и ведения единого гос. реестра заключений экспертизы). 
  6. Изменяется предмет экспертизы проектной документации, установленный ч. 5 ст. 49 ГрадК.
  7. Экспертиза проектной документации при проведении кап. ремонта автомобильных дорог общего пользования перестает быть обязательной. 
  8. Изменяется режим конфиденциальности для предоставляемой на экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
  9. Конкретизируется порядок признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией (ст. 48.2 ГрадК).
  10. Упраздняется понятие модифицированной проектной документации (утрачивает силу ч. 5 ст. 48.2 ГрадК, необходимые коррективы внесены в ст. 49 ГрадК).
  11. Корректируются положения, регулирующие создание и ведение единого реестра (ст. 50.1 ГрадК).
  12. Уточняется ст. 60 ГрадК, касающаяся возмещения вреда, ставшего следствием разрушений, повреждений объектов кап. строительства, нарушений требований безопасности при их возведении и эксплуатации. 

Нововведения ФЗ отразятся также и на ряде иных положений ГрадК РФ.

В числе прочих, утрачивают силу положения, определяющие создание и ведение гос. фонда материалов и инженерных изысканий (ст. 47 ГрадК), который фактически не был создан. Сведения, которые предполагалось аккумулировать в данном фонде будут накапливаться в процессе ведения гос. информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД), что регулируется ст. 57 ГрадК. Измениться и порядок ведения ГИСОГД (ст. 56 и 57 ГрадК). 

Нововведения отразятся на ФЗ № 223 от 18.07.11 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части его расширения ст. 32 и 33, а также на ФЗ-44 от 05.04.13 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части аналогичных по содержанию ст. 110.1 и 110.2. Содержание вышеуказанных законов будет приведено в соответствие с обновленными требованиями по закупке товаров, работ и услуг в процессе возвещения архитектурных, градостроительных и садово-парковых объектов, а также при разработке проектной документации к таким объектам, заключении и исполнении договоров на проектные и/или изыскательские работы как при выполнении заказов муниципалитетов и фед. органов власти, так и при выполнении заказов частных компаний (обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и частных предпринимателей). 

Для повышения уровня единообразия в сфере правового регулирования зон с особыми условиями использования территорий и земельных отношений, касающихся входящих в их границы земельных участков, Земельный кодекс РФ (далее - ЗемК) дополнен гл. «Зоны с особыми условиями использования территории».

Кроме того, нововведения дополнят ЗемК в части конкретизации порядка расчета и возмещения убытков, ставших следствием ограничения прав в процессе установления и изменения зон с особыми условиями использования территорий (ст. 57.1). 

Вышеуказанные законодательные новеллы разработаны в процессе исполнения поручений Президента РФ № Пр-1180 и № Пр-1329, инициированных в ходе обсуждений в рамках телевизионного эфира "Прямой линии с В.В. Путиным" от 15.06.17 г., совещаний главы государства с кабинетом министров Правительства РФ от 22.06.17 г. и 09.07.17 г, распоряжений Правительства РФ. 

Справочно: 

Градостроительный кодекс РФ был принят ГосДумой РФ 22.12.04 г. и одобрен СовФедом РФ 24.12.04 г. взамен устаревшей версии 1998 г. Определяет ключевые принципы в сфере градостроительства, сохранения культурного наследия страны, создания благоприятных условий для проживания гражданам РФ и осуществления предпринимательской деятельности представителям бизнеса. Ключевые пункты касаются устойчивого развития территорий с соблюдением полного комплекса сложившихся в их границах условий: от экологической обстановки до уровня развития экономики и социальной сферы. Предусматривает меру ответственности за несоблюдение законодательства, в т.ч. в аспекте обеспечения безопасности и недопущения ЧС. Актуальные изменения и дополнения действуют с 04.08.18 г.

Земельный кодекс РФ был принят ГосДумой РФ 28.09.01 г. и одобрен СовФедом РФ 10.10.01 г. в качестве важнейшего элемента регулирования земельных отношений в стране. Определяет понятие земли как природного ресурса, объекта права и недвижимого имущества, регулирует ключевые права и обязанности собственников земли, а также порядок рассмотрения земельных споров. Актуальные изменения и дополнения от 03.08.18 г. также вступили в силу с 04.08.18 г.

Просмотрено 62 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Сетевое издание «Институт стоимостного инжиниринга и контроля качества строительства» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.05.2017. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 70023.

Наверх

Фото