Авторский надзор за строительством из сборных железобетонных конструкций

В последнее время количество строящихся зданий и сооружений из сборного железобетона значительно уменьшилось. Идет вытеснение этих зданий монолитным железобетоном.

Сейчас использование сборного железобетонного каркаса (серия 1.020), в основном, ограничивается промышленными и общественными сооружениями. 

Сборный железобетонный каркас имеет свои плюсы: 

  1. возможность монтажа конструкций при низких температурах;
  2. более высокие темпы строительства по сравнению со зданиями из монолитного железобетона;
  3. контроль качества изготовления железобетонных изделий становится заботой завода изготовителя (строителям не надо задействовать для испытания образцов изделий лаборатории и пр.);
  4. нагрузка на основание каркаса ниже, чем в монолитном исполнении.

Минусы сборного железобетонного каркаса:

  1. ограничение в выборе конструкций из-за заводской номенклатуры. Из-за этого архитектурные решения лишены гибкой планировки и пластики фасадов; 
  2. необходимость более высокой квалификации строителей (монтажников и сварщиков);
  3. архитекторы также относят к минусам, влияющим на планировку, наличие ригелей.

В регионах Урала и Сибири, где решающее значение имеет возможность строительства при низких температурах, большое распространение получила система, называемая «Конструкции безригельного каркаса» или КБК. Эта система, благодаря отсутствию ригелей и возможности гибкой планировки, применяется для строительства зданий жилого, социально-культурного и административного назначения. 

Так как при строительстве зданий из сборного железобетона на стройку приходят готовые изделия, задача строителей тщательно выполнить входной контроль поступаемых изделий. Задача авторского надзора не допустить применение для монтажа конструкций, имеющих явно выраженные дефекты (сколы, трещины, выщербленные поверхности и другие повреждения, которые могут появиться на конструкциях при их транспортировке и складировании). На готовых изделиях может обнаружиться и заводской брак, например, отсутствие закладных.

Сборные конструкции имеют строго определенные размеры, поэтому любое отклонение при разбивке осей здания или монтаже вертикальных элементов, может повлечь за собой значительную нестыковку конструкций (например, нарушение величины опирания ригелей на консоли колонн, или нарушение величины опирания плит на ригели). 

Исходя из этого, решающее значение имеют геодезические работы: 

  1. исполнительные геодезические схемы построение разбивочной сети строительной площадки;
  2. исполнительные геодезические схемы закрепления осей здания, сооружения (как приложение к акту на разбивку осей);
  3. исполнительные геодезические схемы детальной разбивки осей на монтажных горизонтах;
  4. исполнительные геодезические схемы положения конструкций каждого этажа.

Проводя авторский надзор, в первую очередь просмотрите исполнительные схемы на предмет смещения конструкций от проектного положения в плане, отклонения колонн от вертикали, несоблюдения высотных отметок  и пр. Отклонения законченных монтажных конструкций от проектного положения не должны превышать величин, приведенных в таблице 6.1. СП 70.13330.2012 «Несушие и  ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87.»

Далее ваше внимание должно быть обращено на стыковые сопряжения. Все стыки в сборном каркасе важны для правильной работы сооружения. 

Стык колонна - фундамент. Строители не всегда качественно омоноличивают этот стык.  Иногда, особо не заморачиваясь, по поводу мелкозернистого бетона, строители применяют в вышеуказанном стыке просто цементный раствор, могут оставить в стакане монтажные деревянные клинья. Понятно, что прочность деревянных клиньев и прочность бетона - это две большие разницы, а когда дерево сгниет,  в стыке вообще появяться пустоты.

Стык колонна – колонна. Высококвалифицированный сварщик на стройке сейчас редкость. Поэтому очень часто в стыке колонна происходит замена ванной сварки на дуговую с накладками из круглой стали. Такая замена может произойти и из-за несоосности выпусков стыкуемых колонн (несоосность не позволяет выполнить ванную сварку в инвентарных медных формах). Проверьте, чтобы при замене использовались парные накладки, а не односторонние (как это любят делать), длина накладок должна быть не менее восьми диаметров продольной арматуры, швы должны быть двусторонними (что тоже не всегда выполняют), без раковин и разрывов.

Стык колонна – ригель. Проверьте, нет ли смещения осей ригелей (балок) с осями колонн, которое может произойти из-за смещения колонн в горизонтальной плоскости или отклонения колонн от вертикали. От этого зависит опирание ригеля на консоль колонны.  Площадка опирания может оказаться как меньше проектной, так и больше проектной. Первое недопустимо из условий опирания, второе уменьшает зазор между торцами ригеля и колонны, что не позволяет нормально омонолитить стык. Также необходимо проверить качество приварки монтажной детали, так называемой “рыбки” к закладным деталям колонны и ригеля.  

В стыке колонна - стропильная балка опорная деталь стропильной балки должна быть сварена по всему периметру с закладной деталью колонны.        

Следующий этап - проверка правильности крепления плит покрытия. Величина опирания плит перекрытий и покрытий на ригели и балки не должна оказаться менее проектной. Обязательно наличие сварки закладных деталей плит с закладными деталями балок (ригелей) и их проектная протяженность. В каркасах серии ИИ-20 и 1.420-12 в зазор между закладной деталью в конце плиты и закладной деталью ригеля, если эти закладные детали оказываются утопленными относительно бетонной поверхности, строители часто укладывают отрезок арматурной стали, в зазоре необходимо укладывать стальные прокладки из листовой стали нужной толщины, приваренные к закладным деталям.  Необходимо проверить качественную анкеровку плит перекрытий, ну и, конечно, замоноличивание швов между плитами. Об этом говорилось в статье по авторскому надзору на строительстве кирпичных зданий. Бывают случаи, когда при бетонировании монолитных участков перекрытия вблизи сантехнических плит, вода из бетонной смеси попадает в «корыто» плит. Необходимо заставить строителей убрать эту воду, сами они, обычно, не имеют такой привычки.

И главное: в многоэтажных каркасах недопустимо выполнять монтаж каждого последующего яруса без полного проектного закрепления конструкций нижележащих ярусов и своевременной установки связей и распорок.

Примечание: все сказанное выше не относится к системе КБК, упомянутой выше. У этой системы стыки колонн и плит отличаются от обычных каркасов.

Автор: Виктория Зенина, главный конструктор ООО «ВПК», г. Воронеж

Просмотрено 374 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Сетевое издание «Институт стоимостного инжиниринга и контроля качества строительства» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.05.2017. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 70023.

Наверх

Фото