В ПОС учитываются функциональное назначение объекта, его сложность, планировочный и конструктивный тип объекта, основной конструкционный материал, территориальное пространственное и зональное расположение объекта строительства. ПОС отвечает на вопрос «Как?» «Как построить?», «За какое время?», «Как распределить ресурсы по периодам строительства?» и т.д.
В этой статье хотелось бы рассмотреть наиболее часто допускаемые ошибки при разработке проекта организации строительства, которые встречались в моей практике. Начнем с того, что изначально трудности могут возникнуть из-за недостатка информации, так как ПОС разрабатывается одним из последних в стадии проектирования. Перед нами должны поработать архитекторы, конструкторы, все смежники, и к тому же должна быть известна сметная стоимость строительства. Весь ПОС построен на материальных средствах и их грамотном распределении. Поэтому придется подождать коллег и затем уже заниматься разработкой своего раздела.
На первых этапах нужно определить продолжительность строительства, руководствуясь СНиП 1.04.03-85*. Критериями для ее определения будут служить: назначение объекта, его мощность, объемно-планировочное и конструктивное решение, район строительства и другие факторы. Как раз в эти «другие факторы» чаще всего закрадываются ошибки, не обращая внимание на которые, мы неправильно определяем продолжительность строительства. Этими факторы могут быть: наличие свайного фундамента, сейсмичность района, строительство в районах пустынь и полупустынь. Вся эта информация дана в общих положениях СНиП 1.04.03-85* и на каждый случай предусмотрен повышающий или понижающий коэффициент, на который нужно умножить нормативную продолжительность строительства.
Следующим этапом в разработке ПОС идет календарный план строительства. Перед его составлением должны быть продуманы несколько вариантов организационно-технологических схем и выбран самый рациональный. Ошибки, возникающие при составлении этих схем очень серьезные, они влияют на весь ход строительства. Из-за неправильного выбора очередности возведения объектов может увеличиться продолжительность строительства, и будут неверно распределены денежные средства.
Рассмотрим строительство двух жилых домов разных по площади, общая продолжительность которых будет составлять 2 года. В первый период нужно запланировать возведение большего по площади дома для того, чтобы в первый год было выполнено 70 % от всего объема строительно-монтажных работ и задействована вся строительная техника, которая будет увязана со втором объектом. Например, монтажный кран после нулевого цикла первого объекта сразу же разрабатывает котлован второго и также с рабочими – каменщики, бетонщики, кровельщики переходят от больших объемов к меньшим.
Как раз на этом этапе разрабатываются мероприятия по сокращению сроков строительства. Здесь ошибкой может являться несогласованность продолжительности строительства с заказчиком. Зачастую заказчик хочет как можно быстрее возвести объект или, наоборот, разделить все строительство на два этапа из-за нехватки материальных ресурсов. Решение таких проблем очень простое – это регулярное общение проектировщика с заказчиком на всех этапах проектирования.
Тем же способом можно избежать ошибок при подборе марок строительных машин и механизмов. Очень часто мы, подбирая марки кранов, полагаемся только на каталоги, которыми пользуемся уже несколько лет или вообще подсматриваем в предыдущих проектах. Для большей ценности проекта организации строительства нужно согласовывать наш выбор с наличием данного транспорта в районе строительства и у заказчика/подрядчика.
Теперь несколько слов хотелось бы сказать о графической части ПОС – это строительный генеральный план. Стройгенплан – это отражение реальной модели строительства на бумаге на основной или подготовительный период строительства. И здесь самой распространенной ошибкой является - недостаточное отведение места под склады материалов и конструкций.
Как показала практика, расчет складских помещений по формуле не дает необходимой площади для размещения материалов и конструкций, поэтому нужно на стройгенплане все пространство от дороги до самого монтажного крана отвести под склады, как показано на рисунке 1.
Рисунок 1 – Размещение складов на стройгенплане в ПОС
В заключении хотелось бы пожелать всем проектировщикам быть внимательнее к особенностям каждого проекта, всегда находить самое рациональное решение в проекте, поднимая качества строительного производства на новый уровень.
Автор: Ольга Федосова, инженер-проектировщик, г. Красноярск