Проблемы регулирования отношений заказчика и подрядчика в строительстве

Качество подготовки проектно-сметной, а, в последующем, исполнительной и приемо-сдаточной документации в значительной мере влияет на уровень качества строительной продукции. Несомненно, при формировании сметной части проекта должны быть учтены все виды затрат, связанные со строительством. Однако насколько добросовестно они расходуются?

Исследования процесса освоения капиталовложений заказчика, то есть сметы, показывает существование ряда механизмов, позволяющих подрядчику увеличить свою прибыль. В большинстве случаев это происходит за счет невыполнения обязательств, указанных нормативами или договором подряда.

Пожалуй, любой сметчик-эксперт сможет проиллюстрировать подобную ситуацию.

В настоящей статье рассмотрим одно из наиболее вероятных направлений «сокращения издержек», а также возможность финансового влияния (т.е. посредством контроля освоения капитальных средств заказчика (сметы) на итоговый результат работы подрядчика. Этот результат может быть достигнут на этапе тщательной экспертизы сметной и исполнительной документации как на начальном этапе, так и в период осуществления строительных работ.

При организации и проведении строительного контроля оказывают влияние существующие на сегодняшний день вопросы законодательного регулирования этой деятельности. Это в первую очередь связано с тем фактом, что предприятия инвестиционно-строительного комплекса являются крупными заказчиками, взаимодействующими с большим количеством контрагентов.

Анализ состояния дел в строительстве за период 20152019 г.г. показал значительные проблемы в организации инвестиционно-строительной деятельности, в основе которых лежат взаимоотношения заказчика и подрядчика, а также несовершенство законодательного регулирования этих отношений.

По оценкам экспертов отрасли подрядчиком документально не подтверждается выполнение:

  • установленных проектом видов работ – 8-10%;
  • контрольных мероприятий из состава строительного контроля лица, осуществляющие строительство – 25-30%.

При оформлении подрядчиком исполнительной документации:

  • по результатам строительного контроля заказчика не подтверждается выполнение контрольных мероприятий – 50-60%;
  • подтверждается выполнение подрядчиком работ, которые подлежат оплате и оформляются в объеме от требуемого – 40-60%;
  • общие и специальные журналы работ ведутся небрежно и, как правило, не подтверждают проведение необходимых процессов контрольных мероприятий.

При этом заказчиком оплачиваются работы в полном объеме. В результате чего, подрядные организации при работе с постоянным заказчиком получают прибыль в 2 – 2,5 раза больше, чем заложена в смете.

Причины такого положения заключаются в следующем:

1. Система взаимодействия участников строительства ориентирована на «освоение» финансовых средств заказчика, а не на удовлетворение его потребностей;

2. Основная цель подрядчика – получение максимальной прибыли, даже если это связано с нарушением законодательных, нормативных и проектных требований;

3. Недостаточность технической подготовленности персонала подрядных и проектных, инжиниринговых организаций;

4. Недостаточность контроля заказчика.

Существующая структура взаимоотношений заказчика и подрядчика во многом определяется финансовой составляющей, которая в свою очередь не может быть реализована без надлежащего выполнения функций строительного контроля. Так, оплата выполненных работ предполагает их приемку и оформление форм КС-2 и КС-3, которые не возможны без документирования контрольных мероприятий по установленным процедурам.

Однако, не редки случаи, в которых указанный порядок нарушается. Это приводит к возникновению следующих рисков заказчика:

  • риски невыполнения работ, предусмотренных проектом;
  • риски нарушения законодательных и нормативных требований;
  • финансовые риски, в том числе:
  • риск оплаты работ, выполненных с низким уровнем безопасности и качества;
  • риск оплаты не выполненных работ.

Для снижения указанных рисков необходимо:

  • планирование исполнительной документации до начала работ;
  • разработка необходимой организационно-технической документации на выполнение установленные проектом виды работ и контрольные мероприятия;
  • качественное ведение исполнительной документации непосредственно при производстве работ;
  • определение контрольных точек для организаций, осуществляющих контрольные и надзорные функции.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 753 Гражданского кодекса РФ [1] при получении извещения о готовности продукции заказчик должен немедленно приступить к ее приемке. Однако процедурой контрольных мероприятий предусматривается «совместное» освидетельствование, т.е. функционал сдающей и принимающей сторон одинаков.

Традиционная схема организации строительного контроля в части взаимодействия заказчика и подрядчика освобождает субподрядные организации от контроля строительного процесса.

В соответствии с указаниями Гражданского кодекса РФ договор подряда (строительного подряда) заключается только между двумя сторонами: заказчиком и подрядчиком.

Таким образом, отношений «генподрядчик и субподрядчик» законодательно не предусмотрено. Участниками строительства являются:

  • организатор строительства – застройщик или привлеченный им технический заказчик;
  • подрядчик (генеральный подрядчик) – лицо, осуществляющее строительство.

При этом самоконтроль исполнителя (контроль лица, осуществляющего строительство) – обязательная функция подрядчика.

Однако положениями статьи 706 Гражданского кодекса РФ предусматривается возможность привлечения подрядчиком, для выполнения договора подряда, других лиц. Таким образом, субподрядчик – другое лицо. Важно отметить, что ни Гражданским, ни Градостроительным кодексом не указывается перечень функций и степень ответственности для других лиц. В том числе и в отношении функций строительного контроля. Вместе с тем, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу претензии по договорам, заключенных с ними подрядчиком (статья 706 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии со статьей 52 Градостроительного Кодекса РФ [2]: «лицо, осуществляющее строительство, в праве выполнить отдельные работы самостоятельно или с привлечением других лиц». Градостроительному кодексу вторит п. 5.1 СП 48.13330.2011 «Организация строительства» [3]: «С целью осуществления строительства на основании договора застройщик (заказчик) привлекает для выполнения работ в соответствии с действующим законодательством подрядчика (генподрядчика) в качестве лица, осуществляющего строительство». Относительно вольная трактовка вышеприведенных положений позволила сформироваться довольно пагубной практике организации так называемого генподряда. Эта практика заключается в том, что отдельная часть подрядных организаций, традиционно получающая на подряды в области нефтегазового строительства, отдает 100% объемов работ на субподряд, то есть Другим лицам. Кроме того, отсутствие предусмотренной законодательно возможности взаимодействия заказчика и субподрядчика в рассмотренной выше схеме делает практически не возможным осуществление строительного контроля.

Одним из вариантов решения рассмотренной проблемы является включение Заказчиком в Договор строительного подряда обязательного условия выполнения Подрядчиком определенного объема работ самостоятельно.

В результате рассмотренных выше процессов выполнение строительного контроля было сосредоточенно на фигуре технического заказчика, как лица, привлекаемого застройщиком для организации строительства. При этом генеральный подрядчик, являющийся фактическим заказчиком по отношению к привлекаемым им субподрядчикам, оказался освобожденным от ответственности за проведения строительного контроля.

В итоге мы имеем:

  • системный самоконтроль, т.е. контроль лица, осуществляющего строительство, отсутствует, а цель несистемного самоконтроля представляет собой изготовление минимального набора исполнительной документации, при наличии которого заказчик готов принимать и оплачивать выполненные работы;
  • самоконтроль исполнителя в значительной мере подменен внешним контролем.

Необходимо понимать, что проведение строительного контроля – занятие не бесплатное. Эти затраты заложены в накладные расходы по смете. Объем финансирования, по мнению экспертов нефтегазовой отрасли, составляет не менее 7% от фонда оплаты труда.

Заказчик, опираясь на положение (ст. 12 и ч.1 ст. 723 Гражданского кодекса РФ) может удержать указанный объем финансирования при невыполнении или некачественном выполнении подрядчиком функции строительного контроля (штрафные санкции). При этом такие меры воздействия должны быть закреплены договором подряда.


Библиографический список:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30.03.2016 №79ФЗ;

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017);

3. СП 48.13330.2011 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12012004».

Автор: Дмитрий Казаков, кандидат технических наук, доцент ВГАСУ, г. Москва

Просмотрено 883 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Сетевое издание «Институт стоимостного инжиниринга и контроля качества строительства» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.05.2017. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 70023.

  Наверх

 

Фото